Величайшие дворцы мира

Дворец Бленхейм (Оксфордшир, Англия)

Дворец Бленхейм, официальная резиденция герцога Мальборо, расположен вблизи Оксфорда в прекрасном романтичном парке, созданном английским ландшафтным садовником Ланселотом Брауном, больше известном как Браун «Возможности». Дворец был дарован народом Англии Джону Черчиллю, первому герцогу Мальборо, за одержанную в 1704 г. победу над французскими и баварскими войсками при Бленхейме. Построен в 1705-1722 гг. по проекту Джона Вэнбрю и стал настоящей сенсацией в парадной архитектуре того времени. Качественно переработав французский образец, Джон Вэнбрю создал оригинальную модель британского загородного дворца, вызвавшую впоследствии волну подражаний. И хотя сами владельцы – Джон Черчилль и его красавица жена Сара – были неособенно довольны работой архитектора (известно, что Вэнбрю даже не пригласили на прием по поводу открытия дворца), современники оценили здание по достоинству. Полное описание дворца с прилагающимися чертежами вошло в роскошное гравированное издание «Витривиус Британникус» (1715-1722 гг.), посвященное британской архитектуре.
Дворец Бленхейм знаменит еще и тем, что 30 ноября в нем родился Уинстон Леонард Спенсер Черчилль. В этот день его мать, красивая, любящая развлечения женщина, вопреки советам родных решила принять участие в бале, который герцог Мальборо давал в своем родовом дворце. В середине вечера леди Черчилль неожиданно почувствовала себя плохо, и ее еле успели доставить в одну из ближайших комнат, которая по случаю праздника была превращена в дамскую раздевалку. В этой необычной обстановке, на грудах пальто, шляп и горжеток, и появился на свет самый известный премьер-министр Великобритании.
В наши дни дворец продолжает принадлежать герцогу Мальборо, несколько раз в год его помещения открываются для посещений. Более того, часть комнат и залов сдается в аренду на время проведения особо торжественных мероприятий: оранжерея с великолепными арочными окнами и высоким потолком – для брачных церемоний, огромная библиотека, в которой можно поставить длинный стол на триста персон, – для официальных обедов.
В 1987 г. дворец Бленхейм был включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Букингемский дворец (Лондон, Англия)

Свое название самый знаменитый дворец Англии, а возможно и всего мира, получил благодаря герцогу Букингемскому, который еще в 1703 г. построил особняк на месте будущей резиденции британских монархов.
В 1761 г. особняк был приобретен королем Георгом III, который с супругой – королевой Шарлоттой обставил его по своему вкусу – мебель, предметы интерьера и произведения искусства закупались преимущественно в Италии. Во времена Георга III коллекции дворца пополнились большим собранием часов и обширной библиотекой, насчитывающей 67 тыс. томов. В 1819 г. по указанию Георга IV дворец был реконструирован известным английским архитектором Джоном Нэшем, автором архитектурного ансамбля на Риджент-стрит. Стоимость работ достигла 700 тыс. фунтов стерлингов, в первую очередь, за счет использования дорогостоящих материалов, в том числе редких пород мрамора. В первой трети XIX в. дворец использовался в качестве гостиницы для приезжающих глав государств. В 1837 г. хозяйкой дворца стала королева Виктория, и с тех пор Букингемский дворец – официальная лондонская резиденция английских монархов.
В 1853 г. во дворце был построен огромный бальный зал. Современный фасад здания в стиле ренессанс создан в 1912 г. архитектором сэром Астоном Веббом. Во дворце более 600 залов, комнат и других помещений. Центральные ворота дворца открываются лишь в тех случаях, когда сам монарх въезжает во дворец или выезжает из него. Все посетители высоких рангов проезжают через левые ворота, а затем через центральную арку. Когда монарх находится в Лондоне, над дворцом вывешивается королевский штандарт. Ежедневно в 11 часов утра перед дворцом происходит торжественная смена караула. Букингемский дворец (как и другие королевские дворцы в Великобритании) известен богатейшим собранием картин, в котором представлены многие известные мастера, включая Рафаэля, Рембрандта, Ван Дейка, Дж. Беллини. Во дворце хранится одна из лучших в мире частных коллекций почтовых марок. В дворцовый комплекс входит большой парк площадью около 16 гектаров. В августе и сентябре, когда Ее Величество уезжает в Шотландию, парадные комнаты дворца открыты для посетителей, там же проводятся выставки из королевской коллекции произведений искусства.

Дворец Буссако (Буссако, Португалия)

Дворец Буссако, излюбленное место отдыха последних португальских монархов, расположен в живописнейшем районе Португалии, в глубине горного лесного массива на территории национального парка. Он был построен в 1888-1907 гг. по приказу Карлуша I как летняя резиденция и охотничий загородный дом членов королевской семьи. Автором проекта стал итальянский архитектор и декоратор Луиджи Манини. Дворец был заложен по соседству со старинным монастырем кармелитов, возведенным еще в XVII в.; именно монахи на протяжении столетий занимались «окультуриванием» непроходимого леса, превратив его в диковинный заповедник с редкими породами деревьев и растений. На территории национального парка до сих пор сохранились небольшие каменные часовенки и отшельничьи клети. Буссако прославился и в начале XIX в. – 27 сентября 1810 г. в этих местах британская армия под командованием А. Веллингтона одержала победу над войсками Наполеона Бонапарта.
Дворец в Буссако – один из наиболее впечатляющих «малых дворцов» Европы. Причудливое здание, построенное в стиле «неомануэлино» с характерным использованием непривычных для архитектуры морских мотивов, а также креста ордена рыцарей Христа, окружено садом с экзотическими деревьями, привезенными из далеких уголков Португальской империи. Луиджи Манини широко позаимствовал архитектурные элементы и у монастыря Жеронимуш в Белене, и у Дворца доджей в Венеции, и у готических баварских замков. Строительство дворца окончательно завершилось в 1907 г., т. е. всего за три года до революции, приведшей к свержению монархии в Португалии.
Судьба хозяев удивительного по красоте здания оказалась трагичной. В 1908 г. от рук террористов погибли король Карлуш I и его старший сын наследный принц Луиш Филипп. Последний король Португалии, младший сын Карлуша I, Мануэл II в 1910 г. вместе с семьей бежал в Англию. В этом же году бывший королевский повар, швейцарец по происхождению, убедил новое правительство открыть во дворце отель. С тех пор королевский дворец в Буссако – один из самых роскошных и дорогостоящих отелей Европы; в нем останавливались многие мировые знаменитости.
В 1945 г. дворец-отель в Буссако посетила бывшая королева Мария Амелия Орлеанская, вдова Карлуша I. Уже достаточно пожилая женщина была тяжело больна, и правительство Португалии разрешило ей совершить сентиментальное путешествие по стране, где она пережила как самые счастливые, так и наиболее трагические дни своей жизни.
Несмотря на постоянную эксплуатацию, дворец сохранился в отличном состоянии. Особое впечатление производят Большая лестница с мраморными балюстрадами, украшенная огромными бронзовыми торшерами, и настенные изразцовые панно из белой и голубой плитки («азулежуш») с изображением сцен из португальской истории. В дворце-отеле 60 «обычных» номеров, при этом ни один не повторяет другой, два «полукоролевских» полулюкса (бывшие комнаты принцев) и два королевских многокомнатных люкса. Самым зрелищным апартаментом является королевский номер-люкс, в котором есть частная приемная, гардеробная комната, роскошная мраморная ванная комната и столовая. В 1990-х гг. многие комнаты для гостей были усовершенствованы и реставрированы, но все они сохранили величественный консервативный декор. Во дворце находятся картины лучших португальских мастеров; впечатляют лепные потолки, резьба по дереву, старинная индийская и китайская мебель, инкрустированная драгоценными камнями, гобелены и ковры. Коллекции живописи, предметы декоративно-прикладного искусства, хранящиеся во дворце, включены в реестр культурного наследия Португалии.

Версальский дворец (Версаль, Франция)

Величественный дворцово-парковый ансамбль в Версале, непревзойденный шедевр архитектурного, культурного, декоративного и пейзажно-садового искусства Европы, расположен в 17 км от Парижа. На протяжении XVII-XIX столетий главная резиденция французских королей, в которой пространственный размах барокко удивительно сочетается с характерной для классицизма рациональностью построения, была предметом восхищения и зависти для монархов других стран. Многие дворцы Европы были построены по образцу Версаля – Сан-Сусси в Потсдаме, Шёнбрунн в Вене, Петергоф под Санкт-Петербургом…
В конце XVI столетия Версаль был маленькой деревушкой, окруженной лесами, в которых издавна любили охотиться французские короли. В 1624 г. в этих местах по приказу Людовика XIII был построен небольшой охотничий замок. Людовик XIV, не «жаловавший» Париж, решил в 1661 г. превратить Версальский охотничий замок в королевский дворец.
Исполнение плана первоначально было поручено архитектору Л. Лево, и уже в 1664 г. в новых боковых флигелях молодой честолюбивый король, прозванный современниками «король-солнце», начал давать блестящие придворные балы. В последующие тридцать лет было возведено обширное главное здание дворца (Chateau de Versailles), над которым трудились архитекторы Ф. Д’Орбе (1670-1674) и Ж. Ардуэн-Мансар (1678-1689). Длина фасада дворца составила 567,2 м, в строительстве здания приняло участие более 36 тыс. человек, его стоимость составила около 15,3 млн ливров.
Пышная отделка парадных и жилых интерьеров с широким использованием разноцветного мрамора, позолоты, деревянной резьбы, лепнины, бронзовых и серебряных украшений, дорогих гобеленов подчеркивала недосягаемость королевской власти. Среди главных достопримечательностей – Королевская капелла, девять парадных залов, названных именами мифологических героев, Зеркальная галерея, апартаменты короля и королевы. Одновременно по проекту Анри Ленотра создавался грандиозный дворцовый парк (площадь 6 тыс. га). Необычная для того времени планировка аллей, расходящихся из центра, подобно лучам солнца, четкие линии подстриженных деревьев и кустарников, низкие партерные газоны, цветники, 1400 фонтанов, бассейны, нарядные павильоны и многочисленные скульптуры – все это было призвано создать образ абсолютной гармонии, величия и неизменности порядка. Огромное зеленое пространство парка разделено Большим каналом, который тянется почти на 2 км и пересекается в центре Малым каналом.
С 1682 по 1789 гг. Версаль – главная резиденция французских королей. Строительство дворцово-паркового ансамбля продолжалось и при Людовике XV, и при Людовике XVI. К северу от Большого канала расположены дворцы Большой Трианон (1687) и Малый Трианон (1762-1764), к которому прилегает живописный пейзажный парк (1774) с деревней Марии Антуанетты. В годы Великой французской буржуазной революции дворцово-парковый ансамбль в Версале не был разграблен, но из-за отсутствия хозяев (как известно, Людовик XVI и Мария-Антуанетта были казнены) и обслуживающего персонала пришел в упадок. Во времена Директории в одной части дворца разместилось отделение Инвалидного дома, а в другой – картинная галерея. Наполеон I, живший со своей второй женой в Большом Трианоне, старался поддерживать дворец и парк в более-менее хорошем состоянии.
В 1830 г. при Луи-Филиппе были заново отделаны внутренние помещения большого дворца, а весь дворцово-парковый ансамбль превращен в Национальный музей Версаля и Трианонов. С Версалем связаны важные события не только французской, но и европейской истории, в том числе провозглашение Германской империи в 1871 г., подписание Версальского мирного договора в 1919 году.

Дворец Долмабахче (Стамбул, Турция)

Дворец Долмабахче (в переводе «насыпной сад») был построен в середине XIX в. султаном Абдул-Меджидом, пожелавшим, чтобы его резиденция не только не уступала, но и превосходила по роскоши дворцы европейских монархов.
История дворца восходит к началу XVII века. В 1611-1614 гг. падишах Ахмед I приказал засыпать песком небольшой залив у европейского берега Босфора и возвести на этом месте дворцовый комплекс с садами. Деревянный дворец получил название Бешикташ и на протяжении почти двух столетий был одной из резиденций османских правителей. К XIX в. дворец из-за частых пожаров пришел в абсолютную негодность. В 1839 г. султан Абдул-Меджид, принявший решение переехать из по-восточному роскошного Дворца Топкапы, повелел снести Дворец Бешикташ и заложить на красивейшем прибрежье Босфора новое здание. Строительство было поручено архитектору армянского происхождения Карапету Бальяну.
Общая площадь дворца составила 25 тыс. кв. м, протяженность фасада здания со стороны моря – 600 метров. Подъезды к дворцу и со стороны суши, и со стороны моря украсили 12 ворот. В общей сложности, во дворце 285 жилых комнат, 43 туалетные комнаты, шесть бань и 1427 окон. Сам Дворец делится на три части. Слева мужская половина – апартаменты султана с личными покоями и салонами для аудиенций. В центре дворца расположен тронный зал с 56 колоннами и огромной хрустальной люстрой на 750 свечей весом в 4,5 тонны (подарок английской королевы Виктории). Правая часть дворца была отведена под гарем. О богатстве внутреннего убранства дворца свидетельствует тот факт, что для меблировки и украшения помещений было использовано 14 тонн золота и 6 тонн серебра. Старинная мебель из Франции, фарфоровая посуда и хрусталь, ценнейшие ковры из шелка, канделябры и подсвечники – вот неполный перечень предметов из разных стран, выполненных по особому заказу.
В Долмабахче собрана большая коллекция картин (более 600 полотен) художников разных стран, в том числе более 20 картин И.К. Айвазовского. Строительство дворца заняло девять лет, но султан окончательно переехал в него лишь в 1856 г. по окончании Крымской войны. После кончины Абдул-Меджида в 1861 г. дворец использовался как официальная резиденция турецких правителей. Во дворце открыта мемориальная комната основателя Турецкой республики Кемаля Ататюрка, скончавшегося в Долмабахче 10 ноября 1938 года.
Дворец Долмабахче является музеем; в настоящее время здесь ведутся реставрационные работы.

Зимний дворец (Санкт-Петербург, Россия)

Нарядный и монументальный Зимний дворец, расположенный на набережной Невы, в центре Санкт-Петербурга – яркий памятник стиля барокко в русском искусстве середины XVIII в., шедевр архитектора Франческо Бартоломео (Варфоломей Варфоломеевич) Растрелли. Главная резиденция российских императоров с 1762 по 1904 годы.
В 1732 г. по повелению императрицы Анны Иоановны Растрелли начал постройку третьего по счету Зимнего дворца в Санкт-Петербурге. Дворцовый комплекс выходил фасадами на Неву и Дворцовую площадь и включал в себя как вновь сооруженные части, так и прилегающие здания – дворец Апраксина и особняки сподвижников Петра I. Однако это строение не устроило взошедшую в 1741 г. на российский престол императрицу Елизавету Петровну и она приказала Растрелли создать на том же месте новый дворец.
По замыслу архитектора перед дворцом должна была расстилаться торжественная площадь, окруженная галереей с широким проездом. В центре площади он предлагал установить конный памятник Петру I работы Растрелли-отца (ныне – у Михайловского замка). Но Елизавета оставила без внимания проект создания ансамбля, подписав в апреле 1754 г. Указ о строительстве одного лишь Зимнего дворца. Строительство новой резиденции, которая должна была затмить своим великолепием дворцы европейских монархов, потребовало огромных затрат. Работы продолжались восемь лет, в них приняло участие более четырех тысяч человек, в числе которых были лучшие мастера, собранные со всей России. Грандиозное по размерам здание (более тысячи комнат) было решено в виде мощного каре с внутренним двором. Парадное звучание дворца подчеркивала пышная отделка фасадов и интерьеров.
Елизавета Петровна скончалась в декабре 1761 г., и первым императором, поселившимся в Зимнем, стал Петр III. Он пожаловал Растрелли орден Святой Анны и чином генерал-майора. Но архитектору так и не удалось осуществить все задуманное. Осенью 1763 г. новая хозяйка дворца Екатерина II, предпочитавшая, в соответствии с новой архитектурной модой, стиль классицизм, потребовала внести изменения в первоначальный проект. Растрелли был отстранен от работ.
По заказу Екатерины II возле Зимнего дворца были возведены Малый Эрмитаж с Висячим садом (арх. Ю.М. Фельтен, Ж.-Б. Валлен-Деламот), Большой Эрмитаж (арх. Ю.М. Фельтен), корпус Лоджий Рафаэля и Эрмитажный театр (арх. Дж. Кваренги). В результате на Дворцовой набережной сформировался уникальный архитектурный ансамбль, который в XIX в. был дополнен императорским музеем – Новый Эрмитаж (арх. Л. Кленце). Екатерина II начала приобретать собрания произведений искусства, легшие в основу коллекций Государственного Эрмитажа, и по праву считается его основательницей.
На протяжении всей истории Зимнего дворца как императорской резиденции в нем, в соответствии с веяниями моды, неоднократно переделывались интерьеры. Некоторые изменения затронули и его архитектурный облик. В 1796 г. к восточному фасаду был пристроен корпус Георгиевского (Большого тронного) зала, а в 1833 г. на крыше была поставлена башенка для размещения телеграфа. После пожара 1837 г., уничтожившего все внутреннее убранство резиденции русских монархов, фасады и парадные залы были восстановлены архитектором В.П. Стасовым, внутренние покои – архитектором А.П. Брюлловым. Дворец был воссоздан в необыкновенно короткие сроки – за 15 месяцев, к Пасхе 1839 года.
Николай II переехал с семьей в Александровский дворец в Царском Селе. С этого времени Зимний дворец перестал быть официальной императорской резиденцией, оставаясь местом достаточно редких приемов и торжественных церемоний. В середине октября 1915 г. в его пустующих залах был устроен госпиталь имени цесаревича Алексея Николаевича.
В июле-октябре 1917 г. в Зимнем размещалось Временное правительство. 30 октября 1917 года, через несколько дней после победы Октябрьского вооруженного восстания, Военно-революционный комитет правительства Российской республики объявил Зимний дворец «Государственным музеем наравне с Эрмитажем». В 1922 г. Зимний дворец был полностью передан в ведение музея. С 1923 г. под руководством архитектора А.В. Сивкова началось осуществление программы реконструкции дворцового ансамбля и превращения его в музейный комплекс; в парадных залах устраивались выставки, а жилые покои и служебные помещения переделывались под экспозиционные площади. В годы Великой Отечественной войны здание Зимнего дворца сильно пострадало от артобстрелов и бомбежек.
В настоящее время Зимний дворец, в стенах которого сохранились великолепные парадные залы и расположились музейные экспозиции искусства Европы, России и Востока, стал органичной, неотъемлемой частью огромного ансамбля Государственного Эрмитажа.

Императорский дворец (Токио, Япония)

Современный Императорский дворец в Токио расположен на том месте, где с начала XVII в. находился крупнейший феодальный замок Японии — Эдо-дзё, ставка сегунов из феодального дома Токугава, правившего страной с 1603 по 1867 год. После революции Мэйдзи исин 1867—1868 гг. и восстановления власти императоров столица Японии была перенесена из Киото в Токио. Замок Эдо принял очередного хозяина — императора Муцухито. После пожара 1873 г. началось строительство нового Императорского дворца. Работы были закончены в 1888 г., и с этого времени дворец стал постоянной резиденцией японских императоров вплоть до конца августа 1945 года.
25 августа 1945 г. во время ковровых бомбардировок американской авиации почти все строения дворца были разрушены.
Нынешний комплекс императорской резиденции, в котором гармонично сочетаются тысячелетние традиции национального стиля в дворцовой архитектуре с современными строительными материалами и удобствами, был закончен в 1968 году. Дворцовый комплекс, сооруженный из железобетона, занимает площадь около 115 га и окружен живописным рвом, через который перекинуты мосты. Комплекс составляют несколько зданий, соединенных между собой коридорами, образующими внутренний двор. Главное здание дворца — двухэтажный Государственный зал, в котором проходят официальные церемонии, прием верительных грамот послов, государственные приемы. На втором этаже здания расположены три основных зала — зал бамбука, зал сливы и зал сосны. К комплексу относятся и новые императорские покои, где живут император Акихито с императрицей Митико (построены в 1993 г.), помещения с рабочими кабинетами императора, банкетные залы. Кроме того, к территории дворцового комплекса относятся Восточные сады и Внутренние сады (часть старинных укреплений дворца и традиционный японский парк), дворец-резиденция бывшего императора Хирохито, а также здания, принадлежащие Агентству по делам императорской семьи. Внутренняя территория Императорского дворца закрыта для посещения, за исключением случаев, особо оговоренных с Агентством по делам императорской семьи. Свободный доступ к резиденции открыт лишь в Новый год (2 января) и в день рождения императора — 23 декабря. В эти дни японцы традиционно приходят к дворцу, чтобы поздравить императора, а он, в свою очередь, вместе с членами семьи неоднократно появляется на специальном балконе для приветствия своих подданных.

Кенсингтонский дворец (Лондон, Англия)

Кенсингтонский дворец на протяжении нескольких столетий был излюбленной резиденцией британских монархов. В 1689 г. король Вильгельм III почти за 20 тыс. фунтов выкупил у графа Ноттингенского его загородный дом в Кенсингтоне, вблизи Лондона. Проведение всех необходимых работ по Ноттингем-Хаусу было поручено выдающемуся английскому архитектору, создателю Собора Святого Павла в Лондоне и библиотеки в Кембридже, астроному и президенту Королевского общества Кристоферу Рену. В 1718—1726 гг. по указанию короля Георга I очередным усовершенствованием дворца занимался архитектор Уильям Кент.
До 1760 г. Кенсингтонский дворец — официальная резиденция британских монархов. В 1899 г. королева Виктория, которая родилась и воспитывалась в этом дворце, открыла апартаменты для публики. Самыми известными обитателями дворца в наше время были принцесса Диана и принц Уэльский (1981—1997). Сегодня дворец — рабочая королевская резиденция: здесь расположены приемные и жилые помещения некоторых членов королевской фамилии. Тем не менее, историческая часть дворца постоянно, за исключением одного раза в году (24—26 декабря), открыта для посещений.
Особый интерес в Кенсингтонском дворце представляют галерея королевы Марии, супруги Вильгельма III, гостиная королевы Каролины, супруги Георга I, спальня королевы Виктории, а также Королевская галерея и Большая лестница (обе построены по проекту Кристофера Рена). Королевскую галерею украшают резные дубовые двери и карнизы, работы Г. Гиббонса и великолепная роспись потолка, выполненная У. Кентом. Во дворце расположена уникальная выставка светской одежды, демонстрирующая моды XVII—XX веков, а также выставка фотографий Марио Тестино, посвященная принцессе Диане.

Летний императорский дворец (Пекин, Китай)

Комплекс Летнего императорского дворца, расположенный в 15 км от Пекина, по праву считается символом истории и культуры Китая. Настоящий шедевр садово-паркового искусства, в котором естественный ландшафт холмов и открытых водоемов гармонично сочетается с искусственными объектами — многочисленными павильонами, дворцами, храмами и мостами.
Первые строения для отдыха императоров появились в этих живописных местах еще в XIV в., во времена правления династии Юань. В XV—XVII вв. к прекрасному озеру у подножия холма Воншань за вдохновением приходили литераторы и поэты. В 1750 г. император Цяньлун династии Цин в честь рождения своей матери приказал заложить здесь парк и построить новую резиденцию, получившую название Цинъиюань. Холм Воншань был переименован в Ваньшоушань (Гора Долголетия), а водоем Воншаньпо — в озеро Куньминху.
В 1860 г. во время второй «опиумной» войны дворцово-парковый комплекс был разграблен и разрушен англо-французскими войсками. В 1886 г. восстановлен по приказу императрицы Цыси. На создание нового Летнего императорского дворца, переименованного в Ихэюань (Парк глубокой гармонии), Цыси потратила более 30 млн. лянов серебром, предназначенных на строительство военно-морского флота Китая. В 1900 г. Ихэюань вновь сильно пострадал, на этот раз от объединенной армии восьми империалистических держав, захватившей столицу Китая. Иностранные солдаты расхищали и оскверняли памятники тысячелетней истории. Многие павильоны, беседки и храмы, особенно на северной стороне Ваньшоушаня, были сожжены и полностью уничтожены. В 1903 г. парк Ихэюань и часть зданий вновь восстановили. Впоследствии реставрационные работы на территории комплекса не проводились до 1949 года. В настоящее время парк Ихэюань включает в себя более ста искусственных пейзажных зон, на его территории находятся более трехсот памятников архитектуры.

Озерный дворец (Удайпур, Раджастхан, Индия)

Удайпур часто называют «восточной Венецией» или «городом озер». Он был основан в 1568 г. махараджей Удай Сингхом II. По преданию, место для новой столицы Удай Сингху указал один из монахов, который часто приходил на холм у озера Пичола.
Изначально озеро Пичола имело небольшие размеры, однако в начале XVIII в. в целях защиты города озеро было значительно расширено путем строительства дамбы. Сейчас его длина составляет 4 км, а ширина — 3 км. Посреди озера находятся два островка — Джаг Нивас и Джаг Мандир, на которых стоят роскошные королевские дворцы и кажется, будто они парят над неподвижной водяной гладью.
Беломраморный Озерный дворец на острове Джаг Нивас был возведен в 1754 г. по приказу махараджи Джагат Сингха II и до начала XX века оставался любимой летней резиденцией правителей Удайпура. В настоящее время Озерный дворец является одним из самых знаменитых и дорогих отелей Индии. В 83 гостевых комнатах и просторных залах полностью сохранены дворцовые интерьеры, обильно декорированные шелковой тканью, фресковой и миниатюрной живописью, витражами. Озерный дворец крайне популярен у кинематографистов. В нем снимались многие известные фильмы, в том числе знаменитая «Осьминожка» о похождениях Джеймса Бонда.

Дворец Потала (Лхаса, Тибетский автономный район, Китай)

Дворец — монастырь Потала в Лхасе уже более двух с половиной столетий является символом Тибета и ламаизма. Он представляет собой уникальный по архитектуре и гармонии с окружающим горным ландшафтом религиозно-исторический комплекс, расположенный на высоте 3700 метров над уровнем моря. С середины XVII в. до начала 1950-х гг. во Дворце находилась зимняя резиденция далай-лам.
Дворец Потала был построен на Красной Горе в центре долины Лхаса («обитель богов») на развалинах дворца VII в., принадлежавшего основателю Тибетского государства Сронцану Гампо. Возведение Поталы (в переводе с санскрита — «священная гора») началось в 1642 г. по распоряжению Далай-ламы V, который решил перенести свою столицу из монастыря Дрепунг в Лхасу. Высота дворца составляет 117 м, ширина 335 м; в нем насчитывается 13 этажей общей площадью более 130 тыс. кв. метров. Примечательно, что до настоящего времени нет точных сведений о количестве внутренних помещений в Потале. В зависимости от источников информации цифры колеблются от одной до трех тысяч.
Комплекс включает Белый и Красный Дворцы, а также подсобные постройки. Строительство первого (нижнего) уровня Поталы — Белого Дворца — завершилось в 1649 году. Об обстоятельствах возведения верхнего уровня монастыря — Красного Дворца — до сих пор ведутся споры. Далай-лама V скончался в 1682 г., однако факт его смерти скрывался вплоть до окончания строительства в 1694 году. По одной из версий, Красный Дворец и был задуман Далай-ламой V как усыпальница. Белый Дворец предназначался для светских целей. В нем работали и проживали высшие государственные сановники, находились приемные залы. Красный Дворец использовали для отправления религиозных служб, здесь также располагались апартаменты далай-лам и монашеские кельи. В Красном дворце Поталы находятся усыпальницы всех далай-лам, начиная с пятого (кроме шестого), хранятся религиозные реликвии.
В 1951 г. в Лхасу вторглись китайские войска. Во время антикитайского восстания 1959 года Потала подверглась обстрелу, но, по счастливой случайности, пострадала незначительно. После отъезда Далай-ламы XIV в эмиграцию дворец долгие годы был закрыт для посещения.
В середине 1980-х гг. здесь открылся музей, в котором служат монахи, в их обязанности входит поддержание сохранности всего архитектурного комплекса. На конец 2005 г. завершено более 60% от их общего объема. Всего же на восстановление памятника и создание музейной и туристической инфраструктуры комплекса правительство Китая выделило 170 млн. юаней (более 20 млн. долл.). В настоящее время во Дворце ведутся реставрационные работы.

Дворец Рамбагх (Джайпур, Раджастхан, Индия)

Дворец Рамбагх расположен в центре Джайпура. Это удивительное по красоте здание было возведено в 1835 г. и поначалу служило охотничьей резиденцией местных правителей. В 1925 г. оно было незначительно перестроено и превращено в резиденцию махараджи Джайпура. Дворцовая территория составляет 47 акров. Здание дворца, в котором органично сочетаются архитектурные стили двух исторических периодов — правления династии раджпутов и моголов, утопает в садах с искусственными водоемами и беседками для отдыха. В 1957 г. Дворец Рамбагх был переоборудован в первый на территории Индии дворцовый отель. В нем максимально сохранены роскошные интерьеры, старинная мебель, ковры, произведения традиционного индийского искусства. Гости размещаются в 106 номерах, оснащенных всеми удобствами. Особое впечатление производят многокомнатные покои махараджи, оставленные, по решению владельцев отеля, в первоначальном виде.

Королевский дворец Холируд (Эдинбург, Шотландия)

Дворец Холируд — официальная резиденция британских монархов в Шотландии. Ежегодно летом королева Елизавета II приезжает в Шотландию и проводит во дворце одну неделю.
Дворец непосредственно примыкает к полуразрушенному зданию знаменитого Холирудского аббатства, основанного в 1128 году. Согласно одному из преданий шотландский король Давид I, любивший охотиться в этих местах, увидел прекрасного оленя с рогами, переплетенными в виде креста. Давид I отличался редкой набожностью и, посчитав это знамением, решил заложить на месте чудесной встречи августинский монастырь. По другой версии, олень собирался напасть на короля, но когда Давид протянул вперед руку с крестом, отступил и убежал в лес. Как бы то ни было, именно олень с крестом между рогами стал символом и аббатства и самого дворца, а название Холируд означает «святой крест».
Рядом с монастырем в XII в. был построен дом для гостей, ставший вскоре любимым местом отдыха шотландских правителей. Возведение дворца началось значительно позже, в XVI веке, после провозглашения Эдинбурга столицей Шотландии. В 1501 г. шотландский король Яков IV приказал расчистить от леса территорию вблизи аббатства и начать строительство новой резиденции (сейчас об этом здании напоминают лишь развалины небольшой сторожевой башни у главных ворот). Впоследствии каждый из шотландских королей стремился расширить и по-новому обустроить Холируд. Дворец сильно пострадал в годы Гражданской войны, в нем размещались отряды Кромвеля. В 1650 г. произошел сильный пожар, здание практически выгорело изнутри. После реставрации монархии в 1660 г. король Карл II (1660—1685) отдал приказ о перестройке дворца. Работы возглавили шотландцы — архитектор Роберт Милн и художник Уильям Брюс. Вокруг дворца появилась элегантная в классическом стиле площадь, а сам дворец перестал напоминать крепостное сооружение, приобретя особое величие, характерное для парадных резиденций.
После официального объединения Англии и Шотландии в 1707 г. Холируд потерял свое прежнее значение, зачастую в нем проживали представители обедневших дворянских родов. Положение изменилось в 1822 г. во время визита в Шотландию английского короля Георга IV, распорядившегося выделить значительные средства на реставрационные работы. Статус официальной резиденции британских монархов Холируд получил во времена королевы Виктории (1837—1901).
Самой известной исторической фигурой, ассоциируемой с Холирудом, является шотландская королева Мария Стюарт (1542—1567, казнена в 1587), которая прожила во дворце большую часть своей бурной жизни. Она дважды венчалась в Холирудском аббатстве. Именно в Холируд она вернулась после смерти своего первого мужа короля Франции Франциска II. В одной из комнат дворца был заколот личный секретарь Марии Стюарт Дэвид Риззио, считавшийся ее любовником. Во главе группы убийц стоял второй муж королевы Генри Стюарт, лорд Дарнли. Георг IV подписал указ, по которому запрещалось проводить какие-либо изменения в покоях Марии Стюарт, они признавались мемориальными и относящимися к историческому наследию страны. Вход в залы дворца лежит через картинную галерею, где собрана коллекция из 111 портретов шотландских королей, выполненных художником Жакобом де Витом в 1684—1686 годах. В Холируде имеются официальные государственные апартаменты, украшенные французскими и фламандскими гобеленами, старинной мебелью XVIII в., обеденный и тронный залы. Дворец открыт для посетителей, но поскольку он является рабочей королевской резиденцией, то во время визита королевы и членов королевской семьи доступ в него запрещен. Именно во дворце Холируд в мае 1999 г. после воссоздания шотландского парламента королева Елизавета II назначила Первого министра Шотландии. В Холируде размещаются главы иностранных государств, находящиеся с государственным визитом в Великобритании и посещающие Эдинбург; в их честь устраивается государственный банкет в Большой галерее.

Дворец Шёнбрунн (Вена, Австрия)

Дворцовопарковый ансамбль Шёнбрунн — один из самых знаменитых культурных памятников Австрии, шедевр архитектурного стиля барокко. С начала XVIII в. до 1918 г. являлся летней резиденцией императорского дома Габсбургов.
История Шёнбрунна восходит к началу XIV в., когда в этих местах располагались владения монастыря Клостернойбург. В 1548 г. на бывших монастырских землях раскинулось обширное поместье венского бургомистра Германа Байера, которое через двадцать лет, при императоре Священной Римской империи Максимилиане II, и перешло во владение Габсбургов. Вскоре здесь появился императорский загородный охотничий замок, окруженный садом, и зверинец с павлинами. Согласно преданию, в 1612 г. император Священной Римской империи Маттиас во время охоты обнаружил недалеко от замка «прекрасный источник» с необыкновенно чистой водой (Schoene Brunnen). Впоследствии это и определило название дворца. В 1642 г. вдова императора Фердинанда II Элеонора, в память о своем муже, решила возвести здесь новую летнюю резиденцию. В этом же году название «Шёнбрунн» впервые было упомянуто документально. В 1683 г. обустроенный замок подвергся нападению и разорению со стороны турецких отрядов, осаждавших Вену. С 1686 г. Шёнбрунн находился во владении императора Леопольда I, захотевшего построить очередную резиденцию, на этот раз для наследника трона Иосифа I. Для проведения работ был приглашен известный архитектор Фишер фон Эрлах, который взял за образец Версальский дворец. В 1696—1700 гг. была закончена центральная часть здания, на площади в 160 га был заложен парк. Однако из-за отсутствия средств дальнейшее строительство было приостановлено. К 1717 г. строительство дворца все же удалось завершить, но финансовые затруднения не позволили в полной мере осуществить первоначальный замысел. В 1728 г. хозяином Шёнбрунна стал Карл VI, но он практически не жил в резиденции, приезжая туда только лишь для охоты на фазанов. Позднее он подарил Шёнбрунн своей дочери Марии Терезии, которая всегда любила замок и его парк. Именно во время правления Марии Терезии Шёнбрунн превратился в официальную императорскую резиденцию, центр придворной и политической жизни Австрии. В 1742—1746 гг. под руководством архитектора Николаса Пакасси замок был значительно расширен и перестроен. Во дворце могли одновременно разместиться 1500 человек; его помещения насчитывали 1440 комнат и залов. По пожеланию Марии Терезии в Шёнбрунне в 1747 г. был основан театр. В числе певцов и актеров, выступавших в театре, были многочисленные дети императрицы; выходила на сцену и сама Мария Терезия, обладавшая прекрасным голосом. В 1752 г. супруг Марии Терезии, австрийский император Франц I, основал возле дворца Зоопарк Шёнбрунн, ставший первым зоопарком в Европе. В 1750—1760 гг. во дворце активно велись работы как по перепланировке и увеличению количества комнат, так и по оформлению залов для приемов и торжественных церемоний. Своды самого большого парадного зала — Большой галереи, решенной в стиле рококо, — украсили фрески итальянского художника Грегорио Гульельми, роскошная лепнина Альберта Боллы, а также великолепные люстры из богемского хрусталя. Продолжал обустраиваться и дворцовый парк, в котором появились фонтаны, скульптуры и беседки.
После смерти Марии Терезии замок, в котором никто не жил постоянно, использовался как загородная резиденция. В 1805 и 1809 гг. Шёнбрунн был занят французскими войсками, во дворце расположилась штаб-квартира Наполеона. В 1817—1819 гг. по проекту придворного архитектора Иоганна Амана кардинально изменено оформление фасада: были удалены многочисленные украшения в стиле роккоко, и здание приобрело современный внешний вид. В 1830 г. во дворце родился австрийский император Франц Иосиф, здесь он провел детство и юность, а после коронации в 1848 г. сделал дворец резиденцией. Император жил в Шёнбрунне до своей смерти в 1916 году.
После падения монархии в Австро-Венгрии дворцово-парковый ансамбль перешел в собственность Австрийской республики и вскоре был открыт для посещения. В 1945 г. Шёнбрунн значительно пострадал во время бомбардировки, позже в нем располагался штаб британской армии. После проведения реставрационных работ дворец был превращен в музей; часть помещений сдается в аренду.

1 в ответ на Величайшие дворцы мира:

  1. Гаретоновна пишет:

    Восхитил дворец Потала, и фотка невероятно красивая. Спасибо, Аля!

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

*

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>